Самозанятый или ИП?

С момента начала эксперимента по внедрению НПД (налог на профессиональный доход) в 2017 г. в качестве самозанятых зарегистрировалось около 2 млн человек. Новый налоговый режим позволяет продавать товары и оказывать услуги без регистрации ИП и необходимости открыть расчетный счет. Главным условием является самостоятельная деятельность без найма работников.

Введение нового режима налогообложения значительно упростило жизнь и ИП, которые тоже могут переходить на НПД. Ведь многие индивидуальные предприниматели работают в одиночку, не привлекая сторонние трудовые ресурсы. И при этом тратятся на дополнительные обязательные выплаты, вынуждены открыть РКО для ИП и оплачивать услугу.

Сферы деятельности самозанятых и особенности работы на НПД

Стать самозанятым может любой гражданин, зарабатывающий деньги своими навыками и умениями или получающий доход от своей собственности. При этом не нужны, к примеру, регистрация и открытие РКО для ИП. В категорию самозанятых попадают:

- организаторы праздников;

- производители собственных товаров;

- водители;

- парикмахеры;

- фрилансеры;

- мастера, самостоятельно оказывающие услуги в сфере ЖКХ (сантехники, электрики, строители и пр.);

- граждане, сдающие жилье арендаторам;

- консультирующие юристы и другие.

Полный список получился бы слишком длинным, поэтому проще указать, что заниматься с целью получения дохода можно любым видом деятельности, не ограниченным законодательством, в частности законом № 422-ФЗ.

Преимущества и недостатки самозанятости

Пожалуй, главным плюсом самозанятости можно считать возможность работать легально, не боясь, что неожиданного визита сотрудников НС и санкций за незаконное ведение предпринимательской деятельности. При этом не нужно подключать онлайн-кассу, мониторить стоимость расчетно-кассового обслуживания в банках, углубляться в дебри бухгалтерии и отчетности и пр.

Дополнительными бонусами станет существенный рост вероятности одобрения заявки на кредит, в том числе и ипотеку, за счет возможности получения справки о доходах, упрощение выезда за границу, расширение круга клиентов. Что касается преимуществ непосредственного ведения деятельности на НПД, то к ним относятся:

- налог на доходы в размере 4% (при получении денег от физлиц) и 6% (при работе с юрлицами и ИП);

- отсутствие дополнительных обязательных выплат (НДС и страховых взносов);

- отсутствие необходимости подключать РКО для бизнеса

- простая и быстрая регистрация;

- ведение деятельности без деклараций и отчетов;

- отсутствие необходимости в кассовом аппарате (чеки формируются в специальном приложении «Мой налог», там же ведется весь учет);

- автоматический расчет налога;

- налоговый вычет в размере 10 000 рублей при регистрации (единоразово);

- возможность одновременно быть самозанятым и работать по трудовому договору;

- участие в ОМС.

Следует добавить, что режим НПД не предусматривает уплату налогов, если в течение месяца доход был нулевой. Также нет ограничений на месячный доход, но общегодовая прибыль не должна превышать установленный законом лимит (2,4 млн рублей).

Одновременно с преимуществами самозанятости, нужно упомянуть и ряд недостатков:

- ограничение на доход, полученный в течение года (2,4 млн рублей, при выходе за пределы этой суммы устанавливается другой режим налогообложения);

- нет возможности нанять работника;

- ограничение на виды деятельности;

- отсутствие соцгарантий и оплаты больничного, декрета;

- если не платить добровольно страховые взносы, деятельность на НПД не учитывается как трудовой стаж (налог на страховые выплаты не подлежит уменьшению);

- несовместимость работы на НПД с другими режимами налогообложения.

 

Как зарегистрироваться в качестве самозанятого

Чтобы начать использовать НПД в осуществлении деятельности, необходимо пройти регистрацию. Существует три способа стать на учет в налоговой:

- через приложение «Мой налог»;

- сайт ФНС;

- портал Госуслуг;

- на сайте банка.

Регистрация довольно проста и не требует сбора пакета документов, заявлений и пр. Не нужно РКО для бизнеса.

Регистрации через Мобильное приложение «Мой налог» по паспорту

Для регистрации самозанятости этим способом нужно скачать приложение «Мой налог». При входе программа предложит три варианта регистрации. Следует выбрать первый, где предлагается зарегистрироваться по паспорту гражданина РФ.

Далее нужно указать номер телефона и ввести код из полученного СМС-сообщения. После этого необходимо выбрать регион деятельности, сделать и отправить скан паспорта с помощью камеры смартфона. Затем рекомендуется проверить корректность указанных данных и добавить собственное фото. Нажатие кнопки подтверждения завершает регистрацию.

Уведомление в налоговую поступит автоматически.

Сайт Налоговой службы

Способ возможен при наличии записи на Госуслугах. Причем регистрацию через ресурс ФНС можно осуществить как в приложении, выбрав соответствующий пункт на главной странице, так и в браузере, в личном кабинете плательщика налогов. И в приложении и на сайте система «проведет» пользователя пошагово до завершения регистрации. На ресурсе налоговой зарегистрироваться как самозанятые могут и иностранные граждане.

Портал Госуслуг

Приложение предлагает зарегистрироваться и на сайте Госуслуг. Если на этом портале нет аккаунта, создать его не сложно. Потребуются паспорт, номер телефона и СНИЛС. Наличие записи на Госуслугах позволяет пройти регистрацию самозанятости и в браузере.

Регистрация через банк

С введение режима ПНД многие банки России, наряду с такими услугами как кредиты, онлайн заявка на РКО, открытие р/с и др, включили в список своих цифровых продуктов и регистрацию самозанятых. К примеру, на сайте Сбербанка есть отдельный пункт «Свое дело». Для того, чтобы зарегистрироваться самозанятым, потребуется указать номер карты, на которую будут осуществляться платежи клиентов. Рекомендуется выпустить новую, можно и электронную.

Далее система предложит указать номер телефона, регион и сферы деятельности (до 5 видов деятельности). После соглашения с условиями поступит ответ от налоговой, а затем, в течение нескольких дней (до 6), придет сообщение от Сбербанка об активации сервиса. С этого момента в приложении можно формировать чеки (автоматически, при переводе средств клиентом на карту, и самостоятельно, при расчете налом либо если клиент ИП или юрлицо, использующие услуги РКО).

Банковской карты вполне достаточно для приема платежей. Открытие счета самозанятому не нужно. Сбер также предлагает клиентам на ПНД бесплатные полезные сервисы (календарь записи клиентов, консультации юриста, информационные и обучающие материалы и др.). Кроме этого, можно воспользоваться специальными предложениями по кредитованию.

Похожим образом услуга предоставляется Альфабанком, Киви Банком, ВТБ, МТС-банком, Тинькофф и др.

Начисление налога

Как уже было сказано, налог на ПНД формируется из учета 4% от доходов при расчете с физлицами и 6% при расчете с юрлицами и ИП. Чек сформируется автоматически при добавлении в приложение нового платежа. Обязательно прописывается наименование проданного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Если клиентом выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, рекомендуется указывать их ИНН. Плательщик получает чек на руки, на смартфон или на электронную почту. Есть возможность отправить QR-код.

Фиксировать полученные средства следует непосредственно после совершения клиентом платежа. Отсрочка допускается лишь в отношении переводов на счета или через агентов. Но и такие платежи обязательно должны быть отображены не позднее 9 числа следующего за расчетным месяца. Квитанция на оплату налога за предыдущий месяц также формируется автоматически и появляется в приложении до 12 числа следующего месяца. Если сумма налогов по итогам месяца составила менее 100 рублей, то ее «перекинут» на следующий месяц.

Оплатить налог можно картой в приложении, на Госуслугах, по реквизитам, в терминалах, кассах банка, приложении банка. Открытие счета в банке онлайн или иным способом не требуется

В заключение, несколько слов о переходе ИП с УСН или ПНС (патента) на НПД. Сделать это можно в момент регистрации ИП, отправив в налоговую с остальными документами соответствующее уведомление, или в течение 30 дней после регистрации. Тогда не придется переплачивать в бюджет, искать самое выгодное РКО для ИП и тратить время на множество других утомительных процедур.

 Если индивидуальный предприниматель уже работает, к примеру на УСН, то также должен уведомить ФНС, что отказывается от упрощенной системы и переходит на НПД. То же относится и к другим режимам налогообложения.

Патентообладатели для регистрации самозанятости должны дождаться окончания срока действия патента или отправить уведомление в налоговую, что отказываются от патента в пользу НПД. Лишь после этого можно пройти процедуру регистрации самозанятости одним из указанных способов.

Сняться с учета самозанятых можно простым уведомлением ФНС. В отличие от ООО и ИП, самозанятым не нужно проходить утомительную процедуру ликвидации предприятия, отключать тарифы РКО и тд.

Закон разрешает повторно зарегистрироваться самозанятым при условии отсутствия задолженностей и неоплаченных штрафов.